Актуальность модели построения образовательной траектории социальной самореализации с перспективой дальнейшего профессионального самоопределения связана с необходимостью включения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в деятельность, ориентированную на целенаправленное освоение аспектов социальной жизни, а также сфер, обеспечивающих развития общества в целом: экономика, социальная сфера, политика, духовная жизнь общества.

Участие ребенка в экономической жизни предполагает освоение им роли потребителя. Особое внимание данной социальной роли требуется для получения опыта осмысления реальной жизни детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Такую практику возможно получить в объединениях юных предпринимателей и экономистов, где постижение основ экономики позволит сформировать предпосылки для осознанного выбора профессии в данной сфере деятельности.

Политическая сфера предполагает формирование компетенций гражданина, способного к решению задач развития демократического общества на всех ступенях управления, основанного на уважении прав и свобод человека, его личного достоинства и признания суверенности. Особое место в политической сфере занимает правовая культура. В современном демократическом обществе ценность приобретает компетенция защиты прав и интересов гражданина. Элементы деятельности в сфере политики, нормотворчества и гражданской активности успешно формируются в объединениях правовой направленности (юный юрист-правовед), объединениях, ориентированных на реализацию задач воспитания культуры управленческой деятельности, в том числе в сфере государственной службы (лидерские объединения). На воспитание патриотических чувств и готовности к защите Родины работают объединения овенно-патриотической направленности (Юнармия, поисковые отряды по восстановлению памяти погибших воинов в годы Великой Отечественной войны).

В освоении основ развития социальной сферы предполагается формирование опыта социального взаимодействия, опирающегося на принципы толерантности, взаимопомощи, конструктивного диалога. Для современных подростков приобретение подобного опыта возможно в рамках деятельности объединений и организаций в сфере волонтерской деятельности и добровольческого движения, охватывающие самые разные сферы деятельности человека (экология, поддержка социально не защищенных представителей населения, забота о животных и т.п.). Большая потребность в рамках социальной сферы существует в подготовке подростков к осуществлению педагогической деятельности, что практикуется в рамках объединений «Юный вожатый», «Помощник вожатого» и др.

Сфера духовной деятельности имеет своей целью освоение и охрана мирового духовного наследия, традиций народов и различных этнических групп. Это содержание раскрывается в объединениях культурологической направленности, среди которых можно выделить следующие группы: освоение достижений в сфере культуры, реконструкторская деятельность, музееведение, практики юных археологов, этнографов и др.

Все это может способствовать реализации идеи развития патриотизма, гражданского самосознания и социальной активности личности посредством освоения определенных социальных ролей.

Содержание деятельности в рамках выше обозначенных сфер являются ключевыми к пониманию сути модели построения образовательной траектории социальной самореализации в сфере дополнительного образования.

Поскольку социальная компетенция является одной из ведущих в формировании представлений и установок в отношении жизни общества и роли каждого человека в этой жизни, то именно эта модель характеризуется большими возможностями выбора направлений и видов деятельности, к которым проявляет интерес современный ребенок. Практика свидетельствует, что интерес детей к сфере социальной деятельности оказывает положительное влияние на развитие гражданской культуры у детей и подростков, что также подчеркивает актуальность разработки модели социальной самореализации.

Модель построения образовательной траектории социальной самореализации ориентирована на организацию образовательного процесса по освоению следующих видов деятельности в социальной сфере:

  • деятельность в сфере экономического воспитания:
  • основы финансовой грамотности;
  • основы предпринимательской культуры;
  • деятельность в сфере гражданского воспитания:
  • сфера воспитания правовой культуры;
  • сфера воспитания лидерской культуры;
  • сфера военно-патриотического воспитания;
  • деятельность в сфере воспитания социальной активности:
  • в области волонтерства и добровольчества;
  • в области воспитания культуры социальной коммуникации в системе «человек-человек»;
  • в области экологического воспитания;
  • деятельность в сфере духовного воспитания:
  • реконструкторская деятельность;
  • деятельность в сфере археологии, этнографии, музееведения.

 

Структура модели построения образовательной траектории социальной самореализации с перспективой дальнейшего профессионального самоопределения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Параметры моделирования

Основные характеристики модели

Назначение

Построение образовательной траектории социальной самореализации с перспективой дальнейшего профессионального самоопределения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Целеполагание

Создание организационно-педагогических условий для социальной самореализации с перспективой дальнейшего профессионального самоопределения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; формирование у целевой аудитории ресурсов для позитивной социализации

Задачи (круг решаемых проблем)

-      Организация деятельности, направленной на преодоление проблем социальной дезадаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе их социально-психологической травматизации;

-      Формирование социальных и коммуникативных компетенций, обеспечивающих укрепление и развитие личностного ресурса позитивной социальной адаптации;

-      Формирование у целевой группы потребности и готовности к позитивному взаимодействию с социальным окружением;

-      Формирование социальной культуры в интересующей сфере деятельности с перспективой возможного выбора профессии и успешной профессиональной самореализации.

Целевая группа

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации

Охват

Регулируется форматом реализации модели: групповое и массовое количество участников

Включенность участников

Определяется форматом реализации модели:

-      очное участие в рамках индивидуальных занятий, групповых форм работы, в том числе и тренинговых (определяется особенностями участников и рекомендациями по итогам психолого-педагогической диагностики);

-      очное участие в рамках детского объединения интегративного характера (определяется особенностями участников и образовательными задачами);

-      очное участие в составе профильных отрядов детских оздоровительных лагерей (состав групп определяется особенностями участников и регламентируется нормативными документами детского оздоровительного лагеря)

Формат реализации

-      Индивидуальные формы работы

-      Малые, в том числе тренинговые, группы

-      Детские объединения, в том числе интегративного характера, различных направленностей, формирующиеся в системе дополнительного образования в условиях реализации общеразвивающих и предпрофессиональных программ дополнительного образования

-      Профильные отряды в детских оздоровительных лагерях

Продолжительность педагогического воздействия

Продолжительность определяется объемом образовательных программ, реабилитационных тренинговых и иных развивающих программ; программ каникулярных смен детских оздоровительных лагерей (объем программ определяется разработчиками)

Содержание деятельности

Содержание деятельности в рамках модели осуществляется в несколько этапов:

1)    Подготовительный этап – заключается в сборе информации о программах дополнительного образования стартового, базового и углубленного уровней в рамках социально-педагогической направленности, обеспечивающей развитие социальной компетенции детей; размещение информации о программах на ресурсной платформе и обеспечение доступа к ней;

2)    Организационный этап – заключается в проведении кампании по информированию детей и родителей целевой аудитории о возможности заниматься по программам дополнительного образования с выбором одной программы в рамках интересующей направленности (ярмарка программ, день открытых дверей); организация возможности психолого-педагогического консультирования по вопросу выбора направленности и программы дополнительного образования; проведение записи детей на выбранную программу;

3)    Деятельностный этап – характеризуется спецификой направлений дополнительного образования в сфере социальной культуры, обеспечивающих условия социальной самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках выбранной программы. В рамках данного этапа предполагается разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) социальной самореализации ребенка в рамках освоения образовательной программы. ИОМ открывает возможности по следующим направлениям деятельности в сфере социального воспитания:

-              участие в проектной деятельности в группе и/или индивидуально с возможностью тьюторского сопровождения в рамках разработки социальных проектов;

-              участие в презентационной деятельности, направленной на демонстрацию социально ориентированных разработок и проектов, в том числе с возможностью получения экспертных заключений на представленные разработки и иные демонстрационные материалы;

-              участие в конкурсной деятельности с возможностью состязаться в мастерстве овладения той или иной специализацией, в том числе в мероприятиях, входящих в перечень мероприятий, обеспечивающих при достижении высоких результатов льготные условия поступления в средние специальные и высшие учебные заведения по профилю;

-              участие в практике социально ориентированной деятельности, направленной на формирование общей культуры и расширения представлений об интересующей избранной сфере деятельности посредством инициативы и участия в акциях, десантах, экспедициях, деятельности поисковых отрядов, консультировании, полевых практиках и т.п. Для реализации данного вида деятельности необходима разработка широкой сети социальных партнеров, способных оказать помощь в обеспечении возможностей организации такой практики;

-              участие в событиях, обеспечивающих общее культурное развитие ребенка, отражающее особенности современного социума (выставки, форумы, посещение театров, кино и т.п.);

-              участие в профориентационной деятельности, направленной на получение информации о возможных направлениях выбора профессий в избранной сфере деятельности с перспективой посещения организаций, предприятий, офисов, где работают интересующие специалисты.

4)    Рефлексивно-оценочный этап – направлен на проведение мероприятий по осмыслению и оценке достижений в избранной сфере интереса ребенка и осуществляется в режиме сопровождающей деятельности посредством ведения портфолио социальной самореализации с накоплением информации по результатам прохождения ИОМ и материалами экспертной оценки результатов развития социальной компетенции.

Выстроенная таким образом деятельность в рамках модели построения образовательной траектории социальной самореализации с перспективой дальнейшего профессионального самоопределения детей позволяет решить поставленные образовательные и коррекционно-развивающие задачи и достичь желаемых результатов.

Технологическое обеспечение деятельности

-      Интерактивные технологии;

-      Игровые технологии;

-      Рефлексивные техники;

-      Технология проектной деятельности;

-      IT-технологии

Прогнозируемый результат

-      Преодоление у целевой группы проблем социальной дезадаптации, в том числе социально-психологической травматизации;

-      Укрепление и развитие личностного ресурса позитивной социальной адаптации на основе социальных и коммуникативных компетенций;

-      Готовность целевой группы к позитивному взаимодействию с социальным окружением;

-      Развитие личностного потенциала в процессе овладения видами социально ориентированной деятельности в избранном направлении дополнительного образования с возможной перспективой выбора профессии в данной сфере.

Оценка результативности

-     Диагностика психоэмоционального состояния в сочетании с анализом доминирующих мотивов, отношения к деятельности и других особенностей личности (цветовой тест М. Люшера);

-     Диагностика фрустрации (тест Розенцвейга);

-     Диагностика внутренних психологических состояний посредством использования рисуночных диагностических методик («Кактус», «Дом», «Семья» и др.)

-     Диагностика профессиональных предпочтений (ДДО Е.А. Климова, Матрица профессий Г.В. Резапкиной);

-     Диагностика сформированности социальной и коммуникативной компетенции (Поведение в конфликте (модификация методики Томаса);

-     Педагогическое наблюдение за поведением и способами реагирования (ведение карт, дневников педагогического наблюдения).

 

Условия реализации модели построения образовательной траектории социальной самореализации с перспективой дальнейшего профессионального самоопределения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, организуется на трех уровнях и включают в себя работу методической службы, психолого-педагогической службы и педагогов дополнительного образования в рамках реализации образовательных программ дополнительного образования, в том числе в условиях детских оздоровительных лагерей (ДОЛ):

  • уровень 1 – работа информационно-методической службы в режиме аккумуляции информации о программах дополнительного образования и организации кампании по информированию детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, о возможности получения дополнительного образования детьми с перспективой дальнейшего выбора профессии с выходом на перспективу профессионального образования. Работа на этом уровне также предполагает поиск социальных партнеров, способных оказать помощь в проведении практики социально ориентированной деятельности;
  • уровень 2 – работа психолого-педагогической службы организации дополнительного образования в режиме реализации диагностики, в том числе профессиональных предпочтений, тренинговых программ по социальной реабилитации и позитивной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • уровень 3 – деятельность педагога дополнительного образования по обеспечению реализации образовательных программ и работы детских объединений в сфере социально ориентированной деятельности, обеспечивающих содержание дополнительного образования в детских объединениях в режиме работы ресурсной группы, а также организация жизни детского отряда (объединения) в условиях профильных каникулярных смен детских оздоровительных лагерей.