Печать

В современной психологии существуют различные методики диагностики и анализа индивидуальных потребностей человека. Основоположником исследования мотивационно-потребностной сферы личности во всем мире признан А. Маслоу. Согласно его теории, потребности служат пусковым механизмом для развития личности. Уровневая модель потребностей Маслоу, от физиологических потребностей, потребности в безопасности и социальной потребности до потребности в самоутверждении и самоактуализации, позволяет формировать целостное представление о дефицитарных зонах, а также об их избыточности в части базовых потребностей, что может блокировать процесс развития и саморазвития человека. Так, согласно теории Маслоу, основными блокаторами развития являются неблагоприятные социальные условия, незнание собственного потенциала и способностей, гипертрофированная потребность в безопасности (на уровне высокой степени тревожности). Эти три группы факторов тормозят естественное стремление человека к развитию и самосовершенствованию.

Методика анализа

В целом, исследование потребностной сферы личности позволяет оценить степень удовлетворенности человека условиями его персонального развития и состояния его ресурсов, необходимых для саморазвития и самореализации, в том числе в профессиональной деятельности.

В настоящее время среди наиболее распространенных методик изучения индивидуальных потребностей человека используются «Список личностных предпочтений» А. Эдвардса (EPPS) – опросник из 225 пар сравнений, образующих 15 шкал на основе классификации основных социогенных потребностей Г. Мюррея[1], «Форма по изучению личности» (немецкая версия) Д. Джексона (PRF)[2], методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей по А. Маслоу[3].

В отечественной психологии представлена развернутая диагностическая модель потребностей Л. М. Фридмана, И. Ю. Кулагиной[4], опирающаяся на две переменные: виды потребностей, иерархизированные по А. Маслоу, и виды деятельности согласно теоретическим основаниям С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева. Согласно данного подхода потребности сгруппированы по принципу «от базовых к высшим через психофизиологические и социальные», где на каждом уровне в рамках четырех основных видов деятельности (труд, общение, познание, рекреация как деятельность по восстановлению сил и ресурсов) формируются индивидуальные потребности:

  • Уровень «базовые потребности» представлен потребностью в безопасности, в эмоциональном контакте, ориентировочной потребностью и потребностью в двигательной активности;
  • Уровень «психофизиологические потребности» составляют гедонистическая потребность, потребность в эмоциональном насыщении, потребность в свободе, потребность в восстановлении энергии;
  • Уровень «социальные потребности» включает потребность в достижении, признании, потребность в общении, в познании и подготовленности;
  • Уровень «высшие потребности» аккумулирует потребность быть личностью, нравственно-эстетические потребности, потребность в смысле жизни, самовыражении и творчестве.

Подход Л. М. Фридмана, И. Ю. Кулагиной позволяет наиболее полно подойти к решению проблемы исследования потребностей личности.

Для диагностики подростков, по мнению А.М. Прихожан, применение одной методики может быть недостаточно. Наиболее эффективно использовать комплексные методики (батареи тестов), включающих в себя несколько диагностических методик[5]. Такой подход позволяет получить результаты по значимым критериям и детально проанализировать каждую позицию.

Однако, следует отметить, что подобные комплексные методики в отношении диагностики индивидуальных потребностей детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в настоящее время в научных исследованиях не представлены. Опыт настоящего исследования представляет авторский подход, направленный на диагностику и анализ индивидуальных потребностей детей подросткового возраста (5-11 классов), находящихся в трудной жизненной ситуации.

Настоящая методика разработана как батарея тестов для каждой возрастной группы подростков на основании учета их особенностей восприятия и переработки информации. В основе методологии настоящей разработки лежит совокупность подходов, принципов методов и приёмов, современной психодиагностики подросткового периода развития личности с учетом специфики постановки задачи: оценка индивидуальных потребностей детей 5-11 классов, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Критерии и показатели оценки

Критерии и показатели оценки индивидуальных потребностей детей 5-11 классов, находящихся в трудной жизненной ситуации

Учитывая существующие подходы к осуществлению диагностики подростков, а также опираясь на анализ психологических особенностей детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, целесообразно ориентироваться на оценку состояния дефицитарных аспектов личностного развития представителей данной целевой аудитории. Таким образом, при работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, в процессе изучения их индивидуальных потребностей наиболее значимыми критериями оценки являются:

  • эмоциональное состояние;
  • ресурсы личности, в том числе смысложизненные ориентации;
  • удовлетворение основных потребностей;
  • индивидуальные интересы и способности;
  • склонность к саморазвитию и профессиональные предпочтения.

Критерий «эмоциональное состояние» – ориентирован на оценку определенных актуальных, доминирующих и желаемых переживаний. Согласно теории эмоциональной направленности Б.И. Додонова, эмоциональное состояние человека тесно связано с его потребностями и является одним из наиболее значимых факторов развития личности. В процессе диагностики эмоционального состояния подростков необходимо учитывать преобладание возбуждения над торможением, связанного с нервной активацией, что необходимо учитывать при анализе полученных результатов в процессе прохождения всей батареи тестов.

При оценке эмоционального состояния подростка, относящегося к категории «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», значимыми показателями выраженности критерия  «эмоциональное состояние» могут быть:

  • актуальное состояние на момент обследования (эмоциональное состояние «здесь и теперь»);
  • преобладающее эмоциональное состояние (постоянно или наиболее часто присутствующее);
  • ожидаемое (желаемое) эмоциональное состояние.

Такой выбор позволяет оценить степень гармоничности эмоционального состояния подростка на момент обследования: «гармоничное состояние» – все три показателя отражают одно эмоциональное состояние; «разбалансированное состояние» – совпадают два из трех показателей; «эмоциональный стресс» – не совпадают все три показателя.

Критерий «ресурсы личности» – направлен на оценку ряда личностных ресурсов, позволяющих подростку справляться в различных жизненных ситуациях. Среди наиболее значимых показателей в оценке данного критерия могут выступать:

  • «Самооценка» – показатель, фиксирующий отношение обследуемого к самому себе и своей роли в реальной жизни;
  • «Стратегия поведения при столкновении с проблемой» – показатель, демонстрирующий доминирующий характер реагирования на проблему на стадии ее разрешения (оценивается выбор копинг-стратегии поведения: поиск социальной поддержки, избегание, активное включение в решение проблемы);
  • «Смысложизненные ориентации» – показатель, отражающий систему ценностных ориентаций подростка, обеспечивающий потребностно-мотивационные предпочтения.

Критерий «удовлетворение основных потребностей» – направлен на оценку преобладающих потребностей как дефицитарных факторов, оказывающих влияние на особенности развития подростка. С точки зрения Е.В. Емельяновой, к таковым могут относиться «потребность во внимании и принятии без оценок и осуждения, в теплоте, заботе», «потребность в конкретных правилах и границах, помогающих избегать рискового поведения», «потребность в активном развитии и обучении через приобретение жизненного опыта», «потребность в интересных событиях», «потребность в удовольствии», «потребность в признании и уважении», «потребность в общении и признании сверстниками», «потребность смело отстаивать свое мнение», «потребность в самореализации и самовыражении», «потребность в умении ставить и достигать цели».

В качестве показателей оценки данного критерия выделяются три показателя: в полной мере удовлетворенные потребности, дефицитарные потребности и общее состояние потребностной сферы подростка по всем группам потребностей (степень удовлетворенности -  «высокая», «средняя», «низкая»).

Критерий «индивидуальные интересы и способности» – позволяет определить субъективную ориентацию личности на определенную сферу деятельности, где способности можно рассматривать как синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям конкретной деятельности и обеспечивающих высокие достижения в ней (К.К. Платонов). Способности относятся к категории возможностей достижения успеха в той или иной сфере деятельности и позволяют говорить о возможной динамике формирования определенных компетенций. В условиях скрининговой диагностики данный критерий может оцениваться посредством двух показателей: «выраженность интереса к определенной деятельности» и «наиболее общая сформированность профессионального интереса» (степень сформированности - «высокая», «средняя», «низкая»).

Критерий «профессиональные предпочтения и склонность к саморазвитию» – позволяет оценить динамичность и направленность личности в части профессионального выбора. Оценка данного критерия относится к профориентационной диагностике и свидетельствует о сформированности представлений подростка о своем будущем в профессии, а также его готовности совершенствования в ней. Согласно позиции Е.А. Климова, оценка данного критерия отвечает задаче изучения потребности в решении проблемы самоопределения и профессионального самосознания. Показателями оценки данного критерия могут выступать «уровень склонности к саморазвитию» и «сфера профессиональных предпочтений».

Представленные пять критериев направлены на оценку состояния участников обследования на комплексной основе и позволяют педагогам быть убедительными в разработке персональных образовательных траекторий в сфере дополнительного образования, обеспечивающих социальную самореализацию и профессиональное самоопределение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В качестве дополнительного критерия оценки, отражающего уровень достижения метапредметных и личностных компетенций, может выступать сформированность коммуникативных навыков, в том числе оценка стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Оценка по данному критерию позволит дополнить представление и полученные результаты по критерию «ресурсы личности» и позволит свидетельствовать о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действиях.

Система критериев и показателей оценки индивидуальных потребностей детей 5-11 классов, находящихся в трудной жизненной ситуации

Критерии

Показатели

Диагностический инструментарий

Для обучающихся 5-7 классов

Для обучающихся 8-9 классов

Для обучающихся 10-11 классов

Эмоциональное состояние

Актуальное  состояние на момент обследования

Базовый уровень!

Тест цветовых предпочтений М.Люшера (проективная методика, сокращенный вариант)

 

 

Преобладающее  эмоциональное состояние

Желаемое эмоциональное состояние

Ресурсы личности

Самооценка

Рисуночный тест «Человек под дождем»

(проективная методика)

Диагностика социальной компетентности

(А.М. Прихожан)

 

Стратегия поведения при столкновении с проблемой

Поведение в конфликте (модификация методики Томаса)

Смысложизненные ориентации

Изучение ценностных ориентаций учащихся 5 – 6 классов «Волшебник» (В. И. Петрова, модификация Д. А. Тулинов).

Диагностика степени удовлетворенности потребностей тест А. Маслоу. (Тест Пирамида Маслоу)

 

Удовлетворение основных потребностей

Удовлетворенные потребности

 

Дефицитарные потребности

Общее состояние потребностной сферы (степень удовлетворенности)

Изучение потребностей учащихся 5 – 6 классов «Волшебная

золотая рыбка» (Т. Г. Хомякова, модиф. Д. А. Тулинов).

 

Индивидуальные  интересы и способности

Выраженность  интереса к опреденной деятельности

Базовый уровень!

Методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А.Е.Голомштока)

Наиболее общая сформированность профессионального интереса

 

Опросник профессиональных склонностей (методики Л.Йовайши в

модификации Г.В.Резапкиной)

Матрица выбора профессии (Г.В.Резапкина)

 

Професcиональные предпочтения и склонность к саморазвитию

Профессиональные предпочтения

 

Базовый уровень!

Методика «Мои профессиональные интересы»  (Г.В. Резапкина)

Склонность к саморазвитию

 

Диагностика степени удовлетворенности потребностей тест А. Маслоу. (Тест Пирамида Маслоу)

 

 

[1] Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб. : Питер, 2000. 528 с.

[2] Кондаков, И. М. Методика для изучения мотивационных особенностей школьников //Журнал прикладной психологии. 1998. № 4. С. 99 – 11

[3] Практическая психодиагностика: методики и тесты / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.

[4] Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. М. : Просвещение, 1991. 288 с.

[5] Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. – М.: АНО «ПЭБ», 2007 — 56 с.