Методика анализа
В целом, исследование потребностной сферы личности позволяет оценить степень удовлетворенности человека условиями его персонального развития и состояния его ресурсов, необходимых для саморазвития и самореализации, в том числе в профессиональной деятельности.
В настоящее время среди наиболее распространенных методик изучения индивидуальных потребностей человека используются «Список личностных предпочтений» А. Эдвардса (EPPS) – опросник из 225 пар сравнений, образующих 15 шкал на основе классификации основных социогенных потребностей Г. Мюррея[1], «Форма по изучению личности» (немецкая версия) Д. Джексона (PRF)[2], методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей по А. Маслоу[3].
В отечественной психологии представлена развернутая диагностическая модель потребностей Л. М. Фридмана, И. Ю. Кулагиной[4], опирающаяся на две переменные: виды потребностей, иерархизированные по А. Маслоу, и виды деятельности согласно теоретическим основаниям С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева. Согласно данного подхода потребности сгруппированы по принципу «от базовых к высшим через психофизиологические и социальные», где на каждом уровне в рамках четырех основных видов деятельности (труд, общение, познание, рекреация как деятельность по восстановлению сил и ресурсов) формируются индивидуальные потребности:
- Уровень «базовые потребности» представлен потребностью в безопасности, в эмоциональном контакте, ориентировочной потребностью и потребностью в двигательной активности;
- Уровень «психофизиологические потребности» составляют гедонистическая потребность, потребность в эмоциональном насыщении, потребность в свободе, потребность в восстановлении энергии;
- Уровень «социальные потребности» включает потребность в достижении, признании, потребность в общении, в познании и подготовленности;
- Уровень «высшие потребности» аккумулирует потребность быть личностью, нравственно-эстетические потребности, потребность в смысле жизни, самовыражении и творчестве.
Подход Л. М. Фридмана, И. Ю. Кулагиной позволяет наиболее полно подойти к решению проблемы исследования потребностей личности.
Для диагностики подростков, по мнению А.М. Прихожан, применение одной методики может быть недостаточно. Наиболее эффективно использовать комплексные методики (батареи тестов), включающих в себя несколько диагностических методик[5]. Такой подход позволяет получить результаты по значимым критериям и детально проанализировать каждую позицию.
Однако, следует отметить, что подобные комплексные методики в отношении диагностики индивидуальных потребностей детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в настоящее время в научных исследованиях не представлены. Опыт настоящего исследования представляет авторский подход, направленный на диагностику и анализ индивидуальных потребностей детей подросткового возраста (5-11 классов), находящихся в трудной жизненной ситуации.
Настоящая методика разработана как батарея тестов для каждой возрастной группы подростков на основании учета их особенностей восприятия и переработки информации. В основе методологии настоящей разработки лежит совокупность подходов, принципов методов и приёмов, современной психодиагностики подросткового периода развития личности с учетом специфики постановки задачи: оценка индивидуальных потребностей детей 5-11 классов, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Критерии и показатели оценки
Критерии и показатели оценки индивидуальных потребностей детей 5-11 классов, находящихся в трудной жизненной ситуации
Учитывая существующие подходы к осуществлению диагностики подростков, а также опираясь на анализ психологических особенностей детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, целесообразно ориентироваться на оценку состояния дефицитарных аспектов личностного развития представителей данной целевой аудитории. Таким образом, при работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, в процессе изучения их индивидуальных потребностей наиболее значимыми критериями оценки являются:
- эмоциональное состояние;
- ресурсы личности, в том числе смысложизненные ориентации;
- удовлетворение основных потребностей;
- индивидуальные интересы и способности;
- склонность к саморазвитию и профессиональные предпочтения.
Критерий «эмоциональное состояние» – ориентирован на оценку определенных актуальных, доминирующих и желаемых переживаний. Согласно теории эмоциональной направленности Б.И. Додонова, эмоциональное состояние человека тесно связано с его потребностями и является одним из наиболее значимых факторов развития личности. В процессе диагностики эмоционального состояния подростков необходимо учитывать преобладание возбуждения над торможением, связанного с нервной активацией, что необходимо учитывать при анализе полученных результатов в процессе прохождения всей батареи тестов.
При оценке эмоционального состояния подростка, относящегося к категории «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», значимыми показателями выраженности критерия «эмоциональное состояние» могут быть:
- актуальное состояние на момент обследования (эмоциональное состояние «здесь и теперь»);
- преобладающее эмоциональное состояние (постоянно или наиболее часто присутствующее);
- ожидаемое (желаемое) эмоциональное состояние.
Такой выбор позволяет оценить степень гармоничности эмоционального состояния подростка на момент обследования: «гармоничное состояние» – все три показателя отражают одно эмоциональное состояние; «разбалансированное состояние» – совпадают два из трех показателей; «эмоциональный стресс» – не совпадают все три показателя.
Критерий «ресурсы личности» – направлен на оценку ряда личностных ресурсов, позволяющих подростку справляться в различных жизненных ситуациях. Среди наиболее значимых показателей в оценке данного критерия могут выступать:
- «Самооценка» – показатель, фиксирующий отношение обследуемого к самому себе и своей роли в реальной жизни;
- «Стратегия поведения при столкновении с проблемой» – показатель, демонстрирующий доминирующий характер реагирования на проблему на стадии ее разрешения (оценивается выбор копинг-стратегии поведения: поиск социальной поддержки, избегание, активное включение в решение проблемы);
- «Смысложизненные ориентации» – показатель, отражающий систему ценностных ориентаций подростка, обеспечивающий потребностно-мотивационные предпочтения.
Критерий «удовлетворение основных потребностей» – направлен на оценку преобладающих потребностей как дефицитарных факторов, оказывающих влияние на особенности развития подростка. С точки зрения Е.В. Емельяновой, к таковым могут относиться «потребность во внимании и принятии без оценок и осуждения, в теплоте, заботе», «потребность в конкретных правилах и границах, помогающих избегать рискового поведения», «потребность в активном развитии и обучении через приобретение жизненного опыта», «потребность в интересных событиях», «потребность в удовольствии», «потребность в признании и уважении», «потребность в общении и признании сверстниками», «потребность смело отстаивать свое мнение», «потребность в самореализации и самовыражении», «потребность в умении ставить и достигать цели».
В качестве показателей оценки данного критерия выделяются три показателя: в полной мере удовлетворенные потребности, дефицитарные потребности и общее состояние потребностной сферы подростка по всем группам потребностей (степень удовлетворенности - «высокая», «средняя», «низкая»).
Критерий «индивидуальные интересы и способности» – позволяет определить субъективную ориентацию личности на определенную сферу деятельности, где способности можно рассматривать как синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям конкретной деятельности и обеспечивающих высокие достижения в ней (К.К. Платонов). Способности относятся к категории возможностей достижения успеха в той или иной сфере деятельности и позволяют говорить о возможной динамике формирования определенных компетенций. В условиях скрининговой диагностики данный критерий может оцениваться посредством двух показателей: «выраженность интереса к определенной деятельности» и «наиболее общая сформированность профессионального интереса» (степень сформированности - «высокая», «средняя», «низкая»).
Критерий «профессиональные предпочтения и склонность к саморазвитию» – позволяет оценить динамичность и направленность личности в части профессионального выбора. Оценка данного критерия относится к профориентационной диагностике и свидетельствует о сформированности представлений подростка о своем будущем в профессии, а также его готовности совершенствования в ней. Согласно позиции Е.А. Климова, оценка данного критерия отвечает задаче изучения потребности в решении проблемы самоопределения и профессионального самосознания. Показателями оценки данного критерия могут выступать «уровень склонности к саморазвитию» и «сфера профессиональных предпочтений».
Представленные пять критериев направлены на оценку состояния участников обследования на комплексной основе и позволяют педагогам быть убедительными в разработке персональных образовательных траекторий в сфере дополнительного образования, обеспечивающих социальную самореализацию и профессиональное самоопределение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В качестве дополнительного критерия оценки, отражающего уровень достижения метапредметных и личностных компетенций, может выступать сформированность коммуникативных навыков, в том числе оценка стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Оценка по данному критерию позволит дополнить представление и полученные результаты по критерию «ресурсы личности» и позволит свидетельствовать о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действиях.
Система критериев и показателей оценки индивидуальных потребностей детей 5-11 классов, находящихся в трудной жизненной ситуации
Критерии
|
Показатели
|
Диагностический инструментарий
|
Для обучающихся 5-7 классов
|
Для обучающихся 8-9 классов
|
Для обучающихся 10-11 классов
|
Эмоциональное состояние
|
Актуальное состояние на момент обследования
|
Базовый уровень!
Тест цветовых предпочтений М.Люшера (проективная методика, сокращенный вариант)
|
Преобладающее эмоциональное состояние
|
Желаемое эмоциональное состояние
|
Ресурсы личности
|
Самооценка
|
Рисуночный тест «Человек под дождем»
(проективная методика)
|
Диагностика социальной компетентности
(А.М. Прихожан)
|
|
Стратегия поведения при столкновении с проблемой
|
Поведение в конфликте (модификация методики Томаса)
|
Смысложизненные ориентации
|
Изучение ценностных ориентаций учащихся 5 – 6 классов «Волшебник» (В. И. Петрова, модификация Д. А. Тулинов).
|
Диагностика степени удовлетворенности потребностей тест А. Маслоу. (Тест Пирамида Маслоу)
|
Удовлетворение основных потребностей
|
Удовлетворенные потребности
|
|
Дефицитарные потребности
|
Общее состояние потребностной сферы (степень удовлетворенности)
|
Изучение потребностей учащихся 5 – 6 классов «Волшебная
золотая рыбка» (Т. Г. Хомякова, модиф. Д. А. Тулинов).
|
|
Индивидуальные интересы и способности
|
Выраженность интереса к опреденной деятельности
|
Базовый уровень!
Методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А.Е.Голомштока)
|
Наиболее общая сформированность профессионального интереса
|
|
Опросник профессиональных склонностей (методики Л.Йовайши в
модификации Г.В.Резапкиной)
|
Матрица выбора профессии (Г.В.Резапкина)
|
Професcиональные предпочтения и склонность к саморазвитию
|
Профессиональные предпочтения
|
|
Базовый уровень!
Методика «Мои профессиональные интересы» (Г.В. Резапкина)
|
Склонность к саморазвитию
|
|
Диагностика степени удовлетворенности потребностей тест А. Маслоу. (Тест Пирамида Маслоу)
|