Печать

Настоящие рекомендации разработаны для конкретизации и пояснения процесса анализа индивидуальных потребностей детей 5-11 классов, находящихся в трудной жизненной ситуации. Они могут быть использованы для создания системы психолого-педагогической помощи в условиях образовательных организаций общего и дополнительного образования. Основным специалистом, осуществляющих данную деятельность, является педагог-психолог – специалист, способный квалифицированно обеспечить психологическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях образовательной организации посредством реализации целостного и непрерывного комплекса мер, среди которых особое место занимает психологическая диагностика.

Анализ индивидуальных потребностей

Методические рекомендации, конкретизирующие и поясняющие процесс анализа индивидуальных потребностей детей 5-11 классов, находящихся в трудной жизненной ситуации

Настоящие методические рекомендации разработаны с опорой на нормативно-правоввые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в образовательной организации:

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998г. №124-Ф3;
  • Федеральный закон № 436-ФЗ от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Приказ Министерства образования РФ № 636 от 22.10.1999.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1987 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 № 19644);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июня 2015 года № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
  • Письмо Министерства образования РФ, департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 02.03.2016 г. психологической службе образования в Российской Федерации».

Согласно содержания статьи 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, должна оказываться психолого-педагогическая помощь.

Назначение настоящих методических рекомендаций заключается в оказании помощи педагогу-психологу по обеспечению реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и решению ряда задач в рамках профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в работе с подростками (5-11 классов), относящимися к категории «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». К таким задачам относятся:

  • создание системы психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс;
  • обеспечение формирования и развития универсальных учебных действий и личностных результатов как собственно психологической составляющей ядра образования;
  • разработку критериев и методов метапредметных и личностных компетенций.

В процессе организации диагностики и оценки индивидуальных потребностей подростков 5-11 классов, относящихся к категории «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», в условиях образовательных организациях общего и дополнительного образования необходимо учитывать ряд обязательных позиций:

  • наличие добровольного письменного согласия родителей или лиц, реализующих права родителей (законных представителей), на проведение обследования по форме, утвержденной образовательной организацией;
  • готовность педагога-психолога к проведению обследования (знание методик, специфики их проведения и обработки результатов, в том числе с использованием современных образовательных технологий, включая информационные; понимание природы поведения и специфики реагирования подростков из категорий целевой группы обследования на различные ситуации и умение общаться с детьми подросткового возраста; способность к эмпатии и гибкому, этически корректному, реагированию на возникающие нестандатрные ситуации; умение на основе принципов объективности оценки и достоверности информации подготовить психолого-педагогическое заключение по результатам диагностического обследования, включающее в себя рекомендации педагогам по итогам обследования, которые оформляются в форме протоколов обследования (таблицы 5-6) и формируют перечень рекомендаций по обеспечению качества условий, процесса разработки и реализации образовательных траекторий, в том числе в сфере дополнительного образования с возможностью их интеграции с индивидуальным учебным планом освоения основных общеобразовательных программ, обеспечивающих социальную самореализацию и профессиональное самоопределение детей;
  • обследование может проводиться в индивидуальной или групповой форме в режиме скрининг-диагностики с использованием диагностических карт для обучающихся 5-7 классов, 8-9 и 10-11 классов, в том числе для обучающихся специализированных коррекционных образовательных организаций, в том числе с нарушениями интеллектуального развития (Таблицы 2-4);
  • использование полученных в ходе обследования результатов и материалов психолого-педагогических заключений возможно только в образовательных целях (обеспечение условий для организации образовательного процесса на основе учета особых образовательных потребностей; разработка индивидуальных образовательных маршрутов с возможностью их интеграции с индивидуальным учебным планом освоения основных общеобразовательных программ, обеспечивающих социальную самореализацию и профессиональное самоопределение, проведения консультационной и коррекционно-развивающей работы).

Этапы выполнения анализа индивидуальных потребностей детей 5-11 классов, находящихся в трудной жизненной ситуации:

  • 1 этап – анализ эмоционального состояния обследуемых – ориентирован на определение доминирующего эмоционального фона в состоянии обследуемого (выявляется путем сравнения актуального состояния, преобладающего и желаемого). Необходимость анализа эмоционального состояния позволяет оценить степень гармоничности эмоционального состояния подростка на момент обследования, где «гармоничное состояние» – все три показателя отражают одно эмоциональное состояние; «разбалансированное состояние» – совпадают два из трех показателей; «эмоциональный стресс» – не совпадают все три показателя. При условии диагностики разбалансированного состояния или эмоционального стресса специалисту необходимо фиксировать полученную информацию и оформить рекомендации для коррекционной работы в сфере психо-эмоционального состояния ребенка. Проводится во всех возрастных группах;
  • 2 этап – анализ состояния ресурсов личности – предполагает выявление проблем личностного развития в части сформированности самооценки, стратегии поведения при столкновении с проблемой и сформированности смысложизненных ориентаций. Этап позволяет выстроить профиль личности с отражением специфики личностных характеристик и особенностей поведения. Проводится во всех возрастных группах;
  • 3 этап – анализ состояния удовлетворения основных потребностей – предполагает выявление зон полного и частичного удовлетворения, а также глубокого дефицита, что позволяет или не позволяет ребенку раскрыть свой потенциал, а также в полном смысле ощутить потребность в развитии в той или иной сферы. Проводится во всех возрастных группах;
  • 4 этап – анализ состояния сформированности интересов и способностей – предполагает оценку субъективной ориентации личности на определенную сферу деятельности. Проводится во всех возрастных группах;
  • 5 этап – анализ профессиональных предпочтений и склонности к саморазвитию – проводится только с обучающимися 8-11 классов и направлен на анализ субъективной ориентации личности и сформированности представлений подростка о своем будущем в профессии, а также его готовности совершенствования в ней. В более раннем возрасте проводить диагностику и анализ этого аспекта нецелесообразно по причине недостаточной зрелости взглядов на будущую профессию.

На основе результатов анализа диагностического обследования может быть организовано консультирование в индивидуальной или групповой форме:

  • для руководителей и педагогов в целях  обеспечение условий для реализации образовательного процесса на основе учета особых образовательных потребностей, а также разработки индивидуальных образовательных маршрутов с возможностью их интеграции с индивидуальным учебным планом освоения основных общеобразовательных программ, обеспечивающих социальную самореализацию и профессиональное самоопределение подростков, относящихся к категории «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации»;
  • для обучающихся в целях оказания помощи и создания условий для развития личности, а также способности подростка/-ов обучаться осознанному типу поведения и ситуативного реагирования в различных обстоятельствах, в том числе при выборе профессиональных предпочтений;
  • для родителей (законных представителей) по проблемам развития и профессионального ориентирования подростков, а также выстраивания позитивных взаимоотношений с детьми, педагогами и руководителями образовательных организаций.

По итогам диагностического обследования обучающихся 5-11 классов, относящихся к категории «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», на основании перечня рекомендации, изложенных в протоколе результатов обследования может быть организована в индивидуальной или групповой форме коррекционно-развивающая работа посредством:

  • разработки и реализации для обучающихся коррекционно-развивающих образовательных программ, в том числе в условиях профессионального взаимодействия педагогов, логопедов, дефектологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, коммуникативных навыков, коррекции тревожности, решения проблем общения и поведения, выстраивания отношений со сверстниками и людьми старшего возраста;
  • организации и проведения индивидуальной работы совместно с логопедами, дефектологами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции нарушений социализации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в части коррекции эмоционального состояния, переживаний, удовлетворения основных потребностей, укрепления ресурсов личности;
  • участия в процессе проектирования образовательных траекторий с возможностью их интеграции с индивидуальным учебным планом освоения основных общеобразовательных программ, обеспечивающих социальную самореализацию и профессиональное самоопределение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Методика анализа индивидуальных потребностей

Методика анализа индивидуальных потребностей детей 5-11 классов, находящихся в трудной жизненной ситуации: характеристика подходов к оценке индивидуальных потребностей личности

В современной психологии существуют различные методики диагностики и анализа индивидуальных потребностей человека. Основоположником исследования мотивационно-потребностной сферы личности во всем мире признан А. Маслоу. Согласно его теории, потребности служат пусковым механизмом для развития личности. Уровневая модель потребностей Маслоу, от физиологических потребностей, потребности в безопасности и социальной потребности до потребности в самоутверждении и самоактуализации, позволяет формировать целостное представление о дефицитарных зонах, а также об их избыточности в части базовых потребностей, что может блокировать процесс развития и саморазвития человека. Так, согласно теории Маслоу, основными блокаторами развития являются неблагоприятные социальные условия, незнание собственного потенциала и способностей, гипертрофированная потребность в безопасности (на уровне высокой степени тревожности). Эти три группы факторов тормозят естественное стремление человека к развитию и самосовершенствованию.

В целом, исследование потребностной сферы личности позволяет оценить степень удовлетворенности человека условиями его персонального развития и состояния его ресурсов, необходимых для саморазвития и самореализации,  в том числе в профессиональной деятельности.

В настоящее время среди наиболее распространенных методик изучения индивидуальных потребностей человека используются «Список личностных предпочтений» А. Эдвардса (EPPS) –  опросник из 225 пар сравнений, образующих 15 шкал на основе классификации основных социогенных потребностей Г. Мюррея [26], «Форма по изучению личности» (немецкая версия) Д. Джексона (PRF) [27], методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей по А. Маслоу [28].

В отечественной психологии представлена развернутая диагностическая модель потребностей Л. М. Фридмана, И. Ю. Кулагиной [29], опирающаяся на две переменные: виды потребностей, иерархизированные по А. Маслоу, и виды деятельности согласно теоретическим основаниям С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева. Согласно данного подхода потребности сгруппированы по принципу «от базовых к высшим через психофизиологические и социальные», где на каждом уровне в рамках четырех основных видов деятельности (труд, общение, познание, рекреация как деятельность по восстановлению сил и ресурсов) формируются индивидуальные потребности:

  • уровень «базовые потребности» представлен потребностью в безопасности, в эмоциональном контакте, ориентировочной потребностью и потребностью в двигательной активности;
  • уровень «психофизиологические потребности» составляют гедонистическая потребность, потребность в эмоциональном насыщении, потребность в свободе, потребность в восстановлении энергии;
  • уровень «социальные потребности» включает потребность в достижении, признании, потребность в общении, в познании и подготовленности;
  • уровень «высшие потребности» аккумулирует потребность быть личностью, нравственно-эстетические потребности, потребность в смысле жизни, самовыражении и творчестве.

Подход Л. М. Фридмана, И. Ю. Кулагиной позволяет наиболее полно подойти к решению проблемы исследования потребностей личности.

Для диагностики подростков, по мнению А.М. Прихожан, применение одной методики может быть недостаточно. Наиболее эффективно использовать комплексные методики (батареи тестов), включающих в себя несколько диагностических методик [30]. Такой подход позволяет получить результаты по значимым критериям и детально проанализировать каждую позицию.

При разработке методики анализа индивидуальных потребностей детей 5-11 классов, находящихся в трудной жизненной ситуации, особое значение имеет опора на обоснование количественного и качественного подходов в оценке результатов анализа индивидуальных потребностей. Приведенные выше описания методик оценки индивидуальных потребностей человека [26, 27, 28, 29] основываются на постулате, что формирование специфических потребностей человека обусловлено сочетанием биологических, психологических, духовных, культурных и социальных факторов. Соответственно каждый человек является носителем уникального кода, который в процессе диагностики  индивидуальных потребностей оформляется в персональный профиль, характеристика которого возможна исключительно в качественных показателях, как неформализованных характеристиках, по мнению К. Криппендорфа (1980), независящих от исследователя. Согласно Г.С. Антипиной, качественные методы обеспечивают свободный, независимый подход к анализу полученных результатов, потому что позволяют диагностируемым свободно выражать свои чувства, эмоции, мысли [31].

По мнению Лысенко О.Ю., Марковской И.М., «малоизученные явления часто начинают исследовать при помощи инструментов, дающих более свободные данные. Если же явление изучено лучше, в исследовании преобладают методики, дающие больше строгих данных» [32], таким образом исследователь выходит на использование количественных методов, стандартизированных и имеющих математическое обоснование.

Согласно современных подходов к назначению психодиагностики, количественные и качественные методы призваны дополнять друг друга и обеспечивать полноту результатов исследования [26]. В оценке индивидуальных потребностей наиболее глубоко обоснованными  в зарубежной психологии являются подходы Д. Аткинсона и Ю. Роттера [33]. В отечественных исследованиях с этой точки зрения интерес представляет методика П.С. Кузнецова, основанная на сравнительной семибальной оценке выраженности потребностей, степени их удовлетворения на момент наблюдения и перспективности достижения результата [34]. Эта идея была подхвачена и усовершенствована группой волгоградских ученых, предложивших количественный и качественный анализ результатов диагностики индивидуальных потребностей человека [35].

Однако, в целом, следует отметить, что комплексные методики в отношении диагностики индивидуальных потребностей детей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, с детализацией количественных и качественных подходов в оценке результатов, в настоящее время в научных исследованиях не представлены. Настоящее исследование, направленное изучение и анализ индивидуальных потребностей детей подросткового возраста (5-11 классов), находящихся в трудной жизненной ситуации, отражает авторский подход во взгляде на способ решения заявленной проблемы.

Настоящая методика разработана как батарея тестов для каждой возрастной группы подростков на основании учета их особенностей восприятия и переработки информации. В основе методологии настоящей разработки лежит совокупность подходов, принципов методов и приёмов, современной психодиагностики подросткового периода развития личности с учетом специфики постановки задачи: оценка индивидуальных потребностей детей 5-11 классов, находящихся в трудной жизненной ситуации.