Указанные в Федеральном законе № 124-ФЗ категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, без какого-либо исключения имеют опыт переживания травмирующих ситуаций, что создает предпосылки формирования проблем их развития и социализации. Среди факторов, составляющих батарею рисков взросления и социализации детей и подростков выделяются:

В современной психологии существуют различные методики диагностики и анализа индивидуальных потребностей человека. Основоположником исследования мотивационно-потребностной сферы личности во всем мире признан А. Маслоу. Согласно его теории, потребности служат пусковым механизмом для развития личности. Уровневая модель потребностей Маслоу, от физиологических потребностей, потребности в безопасности и социальной потребности до потребности в самоутверждении и самоактуализации, позволяет формировать целостное представление о дефицитарных зонах, а также об их избыточности в части базовых потребностей, что может блокировать процесс развития и саморазвития человека. Так, согласно теории Маслоу, основными блокаторами развития являются неблагоприятные социальные условия, незнание собственного потенциала и способностей, гипертрофированная потребность в безопасности (на уровне высокой степени тревожности). Эти три группы факторов тормозят естественное стремление человека к развитию и самосовершенствованию.

Анализ индивидуальных потребностей детей 5-11 классов, находящихся в трудной жизненной ситуации, является одной из ключевых позиций в процессе проектирования педагогических условий таким категориям детей в процессе их социальной самореализации и профессионального самоопределения. Диагностика индивидуальных потребностей является обязательным условием их оценки и анализа с последующим выходом на проектирование персональных образовательных траекторий.

I. Диагностическое обследование проводится с целью определения индивидуальных интересов и предпочтений обучающихся 5-11 классов, относящихся к категории «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации».

II. Процессуально технология проведения диагностических обследований с последующим анализом индивидуальных потребностей подростков 5-11 классов, относящихся к категории «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», может включать в себя несколько этапов:

Портфолио опыта творческой и социальной самореализации

Настоящие рекомендации разработаны для конкретизации и пояснения процесса анализа индивидуальных потребностей детей 5-11 классов, находящихся в трудной жизненной ситуации. Они могут быть использованы для создания системы психолого-педагогической помощи в условиях образовательных организаций общего и дополнительного образования. Основным специалистом, осуществляющих данную деятельность, является педагог-психолог – специалист, способный квалифицированно обеспечить психологическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях образовательной организации посредством реализации целостного и непрерывного комплекса мер, среди которых особое место занимает психологическая диагностика.