Печать
Категория: Апробация моделей

Инструктивные рекомендации

Назначение раздела – пояснить и конкретизировать организационную структуру и содержание деятельности участников проекта в процессе апробации и экспертного внедрения моделей самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сфере дополнительного образования.

Общие положения

I. Общие положения

I.1 Настоящие рекомендации разработаны с целью пояснить и конкретизировать для всех участников проекта организационную структуру и содержание деятельности участников проекта в процессе апробации и экспертного внедрения моделей самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сфере дополнительного образования

I.2 Настоящие рекомендации детализируют деятельность участников в процессе апробации и экспертного внедрения моделей:

  • кто относится к группе «Участники апробации и экспертного внедрения моделей», какова их роль в проекте и сфера ответственности;
  • какое содержание деятельности необходимо организовать в процессе апробации и экспертного внедрения моделей и как это сделать;
  • на какие результаты в проекте необходимо ориентироваться на всех уровнях реализации;
  • как должно выстраиваться взаимодействие участников проекта, чтобы результаты проекта были достижимы, а сам проект был качественным и эффективным.

Участники

II. Участники апробации и экспертного внедрения моделей

II.1 В проекте задействованы три группы участников:

  • разработчики проекта – сотрудники ФИРО РАНХиГС, осуществляющие деятельность по разработке и консультационному сопровождению процесса апробации и экспертного внедрения моделей;
  • эксперты проекта (федерального и регионального уровня) – специалисты, обеспечивающие квалифицированную оценку эффективности моделей самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сфере дополнительного образования;
  • регионы – образовательные организации и специалисты, осуществляющие на практике процесс апробации и экспертного внедрения моделей самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сфере дополнительного образования.

II.2 Каждый регион в проекте представляет группа специалистов, включающая в себя:

  • ответственного за реализацию проекта на региональном уровне – это специалист, которому доверено региональным министерством (департаментом) образования курировать процесс апробации и экспертного внедрения моделей на уровне региона;
  • руководителя (руководителей) образовательной (-ых) организации (-ий) общего/дополнительного образования, реализующей (-их) программы дополнительного образования, добровольно принявшей (-их) на себя ответственность и выразившей (-их) желание принять участие в реализации процесса апробации и экспертного внедрения моделей на базе своей (-их) организации (-ий);
  • ответственного за реализацию проекта на уровне образовательной организации – это специалист (в лице заместителя директора, социального педагога), которому поручено руководителем образовательной организации курирование процесса апробации и экспертного внедрения моделей на уровне образовательной организации;
  • педагогов, сопровождающих детей в процессе апробации и экспертного внедрения – это могут быть педагоги дополнительного образования, классные руководители, учителя, реализующие программы дополнительного образования, тьюторы, наставники;
  • профильных специалистов социально-психологического сопровождения – это педагоги-психологи, социальные педагоги, профориентологи.

II.3 Руководитель образовательной организации, ответственный за реализацию проекта на уровне образовательной организации, педагоги, сопровождающие детей в процессе экспертного внедрения, и профильные специалисты социально-психологического сопровождения составляют проектную команду, задача которой заключается в создании условий для успешной реализации проекта и достижении ожидаемых результатов по проекту. Проектная команда может быть создана на основе партнерского взаимодействия с организациями, обеспечивающими максимально качественную реализацию проекта. Это могут быть центры психолого-педагогической помощи и другие организации.

II.4 Количественный состав проектной команды определяется в каждом учреждении в соответствии с количеством заявленных для участия в процессе экспертного внедрения моделей детей 5-11 классов, находящихся в трудной жизненной ситуации. Рекомендуемое минимальное количество специалистов – 5 человек (руководитель организации, ответственный на уровне образовательной организации, педагог, сопровождающий детей, педагог-психолог, социальный педагог).

II.5 Состав проектной команды рекомендуется закрепить приказом по образовательной организации на период февраль-ноябрь 2020 года.

II.6 Особую группу участников проекта представляют дети 5-11 классов, находящихся в трудной жизненной ситуации.

II.7 Количественный состав группы детей-участников проекта определяет образовательная организация.

II.8 Качественный состав группы детей-участников проекта определяет образовательная организация с опорой на стоящие перед образовательной организацией задачи по решению реально существующих проблем в работе с детьми, относящимися к категории «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации».

Исходя из сложности содержания деятельности по проекту, отбор детей рекомендуется не более, чем по 1-3 направлениям, закрепленным в Федеральном законе № 124-ФЗ, как трудные жизненные ситуации, в которых оказываются дети, указанных возрастных групп.

II.9 Участие детей в проекте должно быть на каждого ребенка обеспечено согласием родителей (законных представителей) на обработку персональных данных, а также на участие в проведение апробации моделей самореализации в сфере дополнительного образования с применением диагностических процедур.

Содержание деятельности

III. Содержание деятельности в процессе апробации и экспертного внедрения моделей

III.1 Целеполагание и режим организации деятельности по апробации и экспертному внедрению моделей самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, представлены в разделе «Апробация моделей социальной самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сфере дополнительного образования: сроки, целеполагание, участники, условия, режим» на сайте проекта.

III.2 В процессе апробации и экспертного внедрения моделей каждому участнику предлагается своя роль и содержание деятельности в данном проекте.

III.3 Разработчики проекта, сотрудники ФИРО РАНХиГС, осуществляют следующие виды деятельности:

  • разработка научно-методического обеспечения проекта: модели образовательных траекторий, индивидуальных образовательных маршрутов, портфолио опыта самореализации, методические рекомендации, инструктивные рекомендации, аналитические карты и т.п.;
  • организация информационно-консультационного сопровождения процесса апробации и экспертного внедрения моделей: организация и проведение вебинаров и экспертных семинаров, осуществление консультационной поддержки в режиме интернет-взаимодействия, разработка и наполнение информационного ресурса на сайте ФИРО РАНХиГС;
  • организация взаимодействия с экспертами проекта.

III.4 Эксперты проекта осуществляют следующие виды деятельности:

  • проводят экспертизу деятельности образовательных организаций по оценке эффективности моделей самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сфере дополнительного образования;
  • о итогам проведения экспертизы дают квалифицированное заключение об эффективности моделей самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сфере дополнительного образования;
  • проводят серию экспертных мероприятий по подготовке проектных групп образовательных организаций к проведению экспертизы: три консультационных вебинара и два экспертных семинара.

III.5 Ответственный за реализацию проекта на региональном уровне осуществляет следующие виды деятельности:

  • организует разработку на уровне региона плана апробации и экспертного внедрения моделей с конкретизацией процесса внедрения (конкретизация мероприятий, сроков их проведения, ответственных, ожидаемых количественных и качественных результатов) в соответствии с указанными сроками (см. п. III.1), в том числе и в летний каникулярный период;
  • обеспечивает утверждение на уровне региона плана апробации и экспертного внедрения моделей самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сфере дополнительного образования;
  • координирует взаимодействие участников проекта на уровне «регион - федерация», в т.ч. выходя с инициативой целевого консультирования специалистов проектных команд разработчиками и экспертами проекта;
  • участвует в работе вебинаров и семинаров, организуемых разработчиками проекта, в том числе посредством постановки вопросов по теме апробации и экспертного внедрения моделей
  • осуществляет контроль за реализацией проекта в регионе на основе плана апробации и экспертного внедрения моделей самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сфере дополнительного образования;
  • информирует руководителя проекта по адресу электронной почты Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. о наиболее значимых мероприятиях (событиях) по проекту в регионе, публикациях в СМИ и лучших практиках экспертного внедрения, для размещения на сайте проекта;
  • обеспечивает контроль за подготовкой и сдачей отчетной документации по итогам апробации и экспертного внедрения в регионе моделей самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сфере дополнительного образования в соответствии с указанными сроками (см. п. III.1).

III.6 Руководитель образовательной организации общего/дополнительного образования осуществляет следующие виды деятельности:

  • обеспечивает реализацию проекта по апробации и экспертному внедрению моделей самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сфере дополнительного образования, с целью их самореализации и профессионального самоопределения. В случае необходимости взаимодействия с партнерскими организациями в ходе реализации проекта все отношения должны быть официально закреплены (варианты официального закрепления – заключение договоров, оформление приказа об участии в апробации моделей самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оформление «дорожной карты» и ее официальное утверждение на уровне региона);
  • оказывает содействие ответственным за реализацию проекта на уровне образовательной организации и региона в получении необходимой информации;
  • утверждает на уровне образовательной организации план апробации и экспертного внедрения моделей самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сфере дополнительного образования;
  • участвует в работе вебинаров и семинаров, организуемых разработчиками проекта, в том числе посредством постановки вопросов по теме апробации и экспертного внедрения моделей
  • оказывает содействие распространению положительного опыта апробации и экспертного внедрения моделей в регионе.

III.7 Ответственный за реализацию проекта на уровне образовательной организации осуществляет следующие виды деятельности:

  • организует разработку на уровне образовательной организации плана апробации и экспертного внедрения моделей с конкретизацией процесса внедрения (конкретизация мероприятий, сроков их проведения, ответственных, ожидаемых количественных и качественных результатов) в соответствии с указанными сроками (см. п. III.1), в том числе и в летний каникулярный период (структура плана см. п. III.11);
  • обеспечивает утверждение на уровне образовательной организации плана апробации и экспертного внедрения моделей самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сфере дополнительного образования;
  • организует работу проектной команды на уровне образовательной организации в соответствии с планом апробации и экспертного внедрения моделей;
  • координирует взаимодействие участников проекта на уровне «образовательная организация - регион», в т.ч. выходя с инициативой целевого консультирования специалистов проектных команд разработчиками и экспертами проекта;
  • участвует в работе вебинаров и семинаров, организуемых разработчиками проекта, в том числе посредством постановки вопросов по теме апробации и экспертного внедрения моделей;
  • осуществляет контроль за реализацией проекта в образовательной организации на основе плана апробации и экспертного внедрения моделей самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сфере дополнительного образования;
  • обеспечивает контроль за подготовкой и сдачей отчетной документации по итогам экспертного внедрения в образовательной организации моделей самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сфере дополнительного образования в соответствии с указанными сроками (см. п. III.1). В состав отчетной документации входят следующие документы и материалы: списки детей, участвующих в апробации по форме (см. Приложение 1), утвержденный план апробации и экспертного внедрения моделей с конкретизацией процесса внедрения (конкретизация мероприятий, сроков их проведения, ответственных, ожидаемых количественных и качественных результатов) (структура плана апробации см. п. III.11), отчет по реализации представленного плана с представлением статистически оформленных результатов и выводов по итогам экспертного внедрения моделей (структура отчета см. Приложение 2), при наличии сотрудничества с другими организациями официальные документы (копии), подтверждающие данное сотрудничество, презентационные материалы (презентации, фото, ссылки на публикации в СМИ), отражающие внедрение и тиражирование результатов в процессе апробации моделей, в том числе видеозаписи (видеофильмы), подготовленные в ходе процесса апробации.

III.8 Педагоги (состав педагогов см. п. II.2), сопровождающие детей в процессе апробации и экспертного внедрения моделей, осуществляют следующие виды деятельности:

  • оказывают консультационную помощь детям и их родителям по возникающим вопросам в рамках реализации проекта;
  • участвуют в составе проектных команд по выбору ребенком образовательной траектории и разработке индивидуального образовательного маршрута;
  • осуществляют сопровождение детей в процессе апробации и экспертного внедрения моделей, выраженного в оказании помощи ребенку во взаимодействии со специалистами-участниками проекта, в оформлении портфолио опыта самореализации, в решении иных возникающих проблем в рамках проекта;
  • участвуют в работе вебинаров и семинаров, организуемых разработчиками проекта, в том числе посредством постановки вопросов по теме апробации и экспертного внедрения моделей, а также презентации собственного опыта участия в проекте;
  • выдвигают инициативы по совершенствованию технологии проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сфере дополнительного образования;
  • участвуют в подготовке отчетной документации по итогам работы в проекте на уровне образовательной организации в соответствии с указанными сроками (см. п. III.1).

III.9 Профильные специалисты социально-психологического сопровождения (педагоги-психологи, социальные педагоги, профориентологи) осуществляют следующие виды деятельности:

  • организуют процесс диагностического обследования детей-участников проекта на базовом уровне;
  • проводят диагностическое обследование детей-участников проекта на базовом уровне и готовят на основе его результатов рекомендации для выбора образовательной траектории и разработки индивидуальных образовательных маршрутов;
  • если в заключении по итогам базовой диагностики рекомендуется углубленное обследование, то организуется и проводится диагностическое обследование на углубленном уровне;
  • оказывают консультационную помощь педагогам, сопровождающим детей в процессе апробации и экспертного внедрения, по возникающим профильным запросам;
  • участвуют в составе проектных команд по выбору ребенком образовательной траектории и разработке индивидуального образовательного маршрута;
  • участвуют в работе вебинаров и семинаров, организуемых разработчиками проекта, в том числе посредством постановки вопросов по теме апробации и экспертного внедрения моделей;
  • оказывают консультационную помощь детям и их родителям по возникающим профильным вопросам в рамках реализации проекта;
  • участвуют в подготовке отчетной документации по итогам работы в проекте на уровне образовательной организации в соответствии с указанными сроками (см. п. III.1).

III.10 Дети принимают участие в следующих видах деятельности по проекту:

  • все дети-участники проекта проходят диагностику интересов и потребностей на базовом уровне (при необходимости по рекомендации профильных специалистов могут пройти диагностику на углубленном уровне) – данная деятельность осуществляется до 1-15 марта 2020 г.;
  • все дети по итогам диагностики на основе полученных результатов и актуальных интересов принимают участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов в сфере дополнительного образования в составе проектной группы, созданной на базе образовательной организации;
  • все дети проходят разработанный индивидуальный образовательный маршрут в сфере дополнительного образования;
  • все дети в процессе прохождения индивидуального образовательного маршрута формируют персональный опыт самореализации и закрепляют его результаты в портфолио опыта самореализации;
  • желающие могут принимать участие в представлении своего опыта и впечатлений от участия в проекте в СМИ, а также на страницах соцсетей;
  • все дети дают оценку степени удовлетворенности процессом и результатами участия в проекте на основе прохождения анкетирования.

III.11 При разработке плана апробации и экспертного внедрения моделей самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сфере дополнительного образования рекомендуется отразить организационную, апробационную, презентационную и аналитическую деятельность и придерживаться следующей структуры:

  • № п/п;
  • Наименование мероприятия;
  • Место проведения мероприятия;
  • Планируемые результаты: количественные и качественные;
  • Срок реализации;
  • Ответственный исполнитель.

Ожидаемые результаты

IV. Ожидаемые результаты

IV.1 Результаты по проекту, на которые должны ориентироваться образовательные организации:

  • каждый ребенок, заявленный к участию в проекте, должен получить опыт разработки и успешного прохождения индивидуального образовательного маршрута в сфере дополнительного образования в целях своей самореализации и профессионального самоопределения;
  • педагоги-участники проекта должны овладеть технологией проектирования индивидуальных образовательных маршрутов для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сфере дополнительного образования в целях их самореализации и профессионального самоопределения;
  • у педагогов-участников проекта должна быть сформирована готовность к применению технологии проектирования индивидуальных образовательных маршрутов для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сфере дополнительного образования, в повседневной практике;
  • дети и родители должны получить удовлетворенность участием в проекте.

IV.2 Результаты по проекту, на которые должны ориентироваться региональные органы исполнительной власти в сфере образования:

  • необходимо обеспечить условия тиражирования опыта апробации моделей и их распространение в образовательных организациях региона с целью максимально полного охвата детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, ресурсами дополнительного образования.

Структура и специфика взаимодействия участников

V. Структура и специфика взаимодействия участников апробации и экспертного внедрения моделей

V.1 Участники апробации и экспертного внедрения моделей самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сфере дополнительного образования, выстраивают свое взаимодействие на трех уровнях:

  • на уровне образовательной организации – во взаимодействии принимают участие руководитель образовательной организации, ответственный за проект на уровне образовательной организации, педагоги, сопровождающие детей в проекте, профильные специалисты. В процессе их взаимодействия решаются вопросы организационного характера (подготовки дорожных карт реализации процесса апробации и экспертного внедрения, а также отчетной документации) и повседневного взаимодействия с определением режима, форм реализации проекта, специфики сопровождения детей-участников проекта в процессе разработки и проектирования индивидуальных образовательных маршрутов;
  • на уровне «образовательная организация – регион» – во взаимодействии принимают участие руководитель образовательной организации, ответственный за проект на уровне образовательной организации и ответственный за реализацию проекта на региональном уровне – решаются вопросы координации деятельности на уровне «регион - федерация» в процессе участия в обязательных мероприятиях по проекту, в том числе по разработке дорожных карт апробации и экспертного внедрения моделей и подготовке отчетной документации;
  • на уровне «регион – федерация» – во взаимодействии принимают участие ответственный за реализацию проекта на региональном уровне, разработчики проекта со стороны ФИРО РАНХиГС – решаются вопросы экспертного консультирования по содержанию и технологии реализации проекта, в том числе по разработке дорожных карт апробации и экспертного внедрения моделей, экспертного обследования по оценке эффективности моделей и подготовке отчетной документации.

V.2 Режим взаимодействия на уровне «регион – федерация» осуществляется преимущественно через систему обратной связи на сайте проекта do-5-11-individ.firo-nir.ru. Точками активного открытого контактного взаимодействия (без уровневой иерархии) являются:

  • экспертно-консультационные вебинары (три мероприятия по проекту),
  • консультационные вебинары (три мероприятия по проекту)
  • экспертные семинары (два мероприятия по проекту).

Приложения

Приложение 1

Форма представления списков детей 5-11 классов, находящихся в трудной жизненной ситуации, участвующих в апробации моделей самореализации в сфере дополнительного образования

ФИО ребенка

Дата и год рождения

Класс

5-11

Категория трудной жизненной ситуации (согласно ФЗ № 124)[1]

Занимается ли по программе дополнительного образования

 

да/нет

Если занимается по программе дополнительного образования

Наличие согласия от родителей (законных представителей) -

дата получения документа о согласии

направленность[2]

уровень программы[3]

на обработку персональных данных

на участие в апробации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Отчет по реализации плана апробации и экспертного внедрения моделей самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сфере дополнительного образования

(структура)

I. Общая информация об участниках:

  • педагогический состав
  • дети
  • партнеры

II. Организационная деятельность в рамках проекта (условия реализации проекта)

III. Апробационная деятельность в рамках проекта (процесс реализации проекта)

IV. Презентационная деятельность в рамках проекта

V. Результаты деятельности по проекту (аналитика)

 

 

[1] Подтверждается ссылкой на официальные документы (номера и даты выдачи справок, постановок на учет и т.п.) для детей-инвалидов, детей с официальным статусом ребенка с ОВЗ, дети, состоящие на учете в КДН. Для остальных групп детей (дети из неблагополучных семей, дети из семей мигрантов, дети из многодетных семей, опекаемые и др.) достаточно подтверждения заместителя директора школы и социального педагога о том, что они состоят на внутришкольном учете в списках детей, нуждающихся в особом внимании.

[2] Направленности дополнительного образования согласно Приказа Минпросвещения РФ № 196 от 09.11.2018 п.9 – техническая, естественно-научная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая

[3] Уровни программ дополнительного образования согласно Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» - стартовый, базовый, продвинутый (углубленный)